Д/ф Бомба. Наши в Лос‑Аламосе. Россия. 2020. 16+6 августа 1945 года американский бомбардировщик Б-29 сбросил атомную бомбу на Хиросиму. 9 августа другая бомба уничтожила японский город Нагасаки. Но то, что у американцев была еще и третья цель - СССР, долгие годы оставалось тайной.
30 августа 1945 года генерал-майор Лорис Норстад представил на рассмотрение штаба ВВС США план ядерной атаки на СССР. В качестве целей в документе фигурировало 20 "ключевых советских городов" во главе с Москвой и Ленинградом. И в том, что эти планы так и остались на бумаге, огромная заслуга отечественной внешней разведки, которая разработала и провела крупномасштабную операцию "Энормоз", в переводе с английского "нечто чудовищное".
"Это была сложная и опасная разведоперация. Быть может, самая блистательная за всю историю спецслужб" - такую оценку дает ей директор СВР России Сергей Нарышкин. Перед советской разведкой стояла почти невыполнимая задача: проникнуть в центр американского ядерного проекта "Манхэттен" - лабораторию Лос-Аламос - и добыть сверхсекретные материалы, которые помогли бы советским ученым сократить путь к созданию собственной ядерной бомбы. "Генерал Гровс - военный куратор проекта "Манхэттен" - очень гордился тем, что лаборатория превращена в неприступную крепость, и часто повторял, что ни одна мышь туда не проскочит, - говорит писатель-публицист, историк спецслужб Николай Долгополов. - Мыши не проскакивали, мышей и крыс там вылавливали. А вот советских разведчиков и наших друзей-агентов не смогли выловить".
Благодаря недавно рассекреченным документам из архива СВР России стало возможно отследить все этапы этой опасной операции и узнать о людях, чьими усилиями Третья мировая война закончилась, так и не начавшись. А также узнать о кадровых разведчиках и наших друзьях-иностранцах, которые добровольно, рискуя собственной жизнью, шли на сотрудничество с СССР, понимая, что атомная бомба в руках одной страны неминуемо превратится в орудие ядерного шантажа.
В фильме прозвучат архивные интервью непосредственных участников операции "Энормоз". Всем им было присвоено звание Героя России в середине 90-х, когда многих уже не было в живых. "Если бы не операция "Энормоз", американцы не удержались бы от соблазна применить ядерное оружие. Уже по территории Советского Союза", - говорит сотрудник Пресс-бюро СВР России Евгений Долгушин.
В фильме показано интервью Чарльза Оппенгеймера - внука руководителя "Манхэттенского проекта" Роберта Оппенгеймера. Оппенгеймер с самого начала разработки американской ядерной программы откровенно говорил о необходимости рассекретить проект. Сделать его открытым для всех ученых мира, в том числе и советских. "Сразу после создания бомбы он произнес: "Мы сделали бомбу, давайте убедимся, что мы не взорвем мир". Мой дед считал, что во имя успеха ученые всего мира должны работать вместе, иметь возможность говорить друг с другом. Это военные считали, что главное в ядерных разработках - секретность. А дед верил в объединение людей", - рассказывает Чарльз Оппенгеймер.
Первая советская атомная бомба была испытана в 1949 году. Хотя американские аналитики предсказывали, что Советскому Союзу на создание собственной бомбы потребуется минимум десять лет. После ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне стало ясно: американский ядерный удар не останется без ответа. И на этом ядерном паритете мир держится до сих пор.